Анимация спецэффектов: Анимация дыма (Часть 2)

Перевод из книги Elemental Magic: The Art of Special Effects Animation (Joseph Gilland)

Как и в случае с любым природным явлением, лучший способ, чтобы понять, как же все эти силы взаимодействуют друг с другом во времени и пространстве – наблюдение. Заворожено глядя на кучу горящих листьев, наблюдая за зданием, охваченным огнем или просто смотря на пламя обычной свечи, мы можем проследить, как малейшие изменения направления ветра или его интенсивности влияют на поведение дыма и пламени. Чем больше мы наблюдаем, тем глубже мы постигаем саму суть этих эффектов.

Конечно, не стоит отказываться и от богатства чудесных референсных материалов, доступных в фильмах, особенно если речь идет о чудовищных по силе и масштабу эффектах вроде массивных взрывов. Вы с легкостью найдете изобилие подобных примеров  в любом из высокобюджетных фильмов- боевиков

Технически, пар попадает в категорию “водяных” эффектов, но в целом он ведет себя подобно дыму. Для него характерны такие же завихрения и изменения, с той разницей, что пар образует более выраженные облакообразные формы. Если струя пара поднимается от чайника, мы сможем наблюдать небольшую тональную вариабельность внутри силуэта. Столбы пара, поднимающиеся над тепловыми электростанциями, неотличимы от дыма, с той разницей, что цвет их ближе к белому.

Эту иллюстрацию я создал для другой главы. Облачка на ней могут быть как дымом, так и паром. В реальности там было бы и то и другое. Пар бы рассеивался намного быстрее дыма. Дым продолжает подниматься и расширяться в воздухе. Проезжая на машине мимо лесных массивов, вы за многие километры можете заметить столбы дыма, поднимающиеся от относительно небольших источников огня.

В отличие от дыма, пар может отдавать влагу воздуху, таким образом мягко рассасываясь. Конечно, дым также рассасывается, однако при этом он обычно дробится на маленькие формы.

Мы должны бдительно следить за тем, чтобы эти формы не становились похожими на хлопья попкорна, похожие между собой по размеру и дизайну. Двусторонняя симметрия – смертельный выстрел для любого природного эффекта. Если вы можете разделить нарисованну вами струю дыма или пара на две примерно равные половины, то такой эффект становятся похожим на  чернильное пятно из теста Роршаха, теряя свою естественность. Старайтесь разнообразить формы и следите за тем, чтобы их силуэты были интересными.

При анимировании дыма среднего размера важно держать в уме направление, в котором тот”катится”. Которое, в свою очередь, подчиняется изначальной силе. Как и огонь, клубы дыма закручиваются по и против часовой стрелки, но делают это специфическим образом. К примеру, при старте игрушечной ракеты энергия от двигателей выдавливает дым вниз и в разные стороны. Это значит, что справа клубы будут закручиваться против часовой стрелки, а слева – по часовой. Их направление  определяют силы, “давящие” на массу дыма из центра. В то же время, пока второстепенные формы обвивают объект и закручиваются внутрь себя, основная “идея” импульса направлена все же прямо наружу.

Дым, следующий за ракетой, будет энергично выбрасываться из сопла, затем, уже в воздухе, резко замедляться, а после - дрейфовать вместе с потоками ветра, рассеиваясь. Дым на земле также резко замедлится после взлета, но сохранит свою форму дольше, чем столб дыма, следующий за ракетой. Контраст между двумя характерами поведения дыма и создает визуальную привлекательность. Если дым исходит от лагерного костра, его клубы будут выходить наружу из центра. Левая сторона будет закручиваться против часовой стрелки, а правая – по ней. Это происходит из-за того, что в данном случае сила выдавливает массу дыма снизу вверх и наружу, а не сверху вниз, как было с ракетой. И в обоих случаях мы будем наблюдать вихрящиеся формы дыма, переходящие одна в другую.

При анимировании дыма лучше всего начинать с базовых форм и в первую очередь сосредоточиться на действии и тайминге. Только после этого можно добавлять в рисунок детали и свет. На левом верхнем рисунке обратите внимания на вспомогательные линии, задающие общую волнообразность формы.

При анимировании дыма, поднимающегося от костра, художник должен держать в уме физическую составляющую эффекта, чтобы тот выглядел живо и правдоподобно. На следующем рисунке мы можем увидеть, как ведет себя дым во времени: изначально сильный жар быстро выталкивает дым вверх, затем, по мере уменьшения температуры, дым начинает замедляться, реагируя на холодный воздух и смешиваясь с ним. Начиная с этой точки, смешение теплого и холодного воздуха заставляют дым изгибаться и закручиваться. Давящий сверху холодный воздух заставляет дым двигаться в обратном направлении и создает эффект закручивания внутрь себя. Мы видим, как дым вдавливается вниз и вновь закручивается восходящими потоками теплого воздуха. Это изысканое движение мы можем наблюдать в реальности. На экране, хорошо санимированное, оно так же представляет собой настоящее произведение искусства!

Говоря о тоновых решениях ,в дыме обычно одна треть формы затенена и две трети находятся на свету. Такое соотношение позволяет деликатно выделять пересекающиеся шарообразные формы и визуально отображать, как они соотносятся друг с другом, даже если они не разделены линейно. Но будьте осторожны и не превратите ваш дым в прозрачный пакет с галькой! Используйте разные формы! Обычно бОльшие формы заключают в себе основную энергию эффекта и могут “поглощать” малые формы по мере продвижения и расширения.

Старайтесь не воспринимать дым как набор поднимающихся колец. В нем всегда имеется элемент “текучей случайности”, который должен отображаться и в анимации  Рисуя боковой поверхностью карандаша, мы можем быстро обозначить эти внутренние формы, не углубляясь в детали. Если описывать клубы дыма линейно, то это серии  неровных, волнистых линий, обрамляющих овальные воображаемые границы. Дым завязан на силах, его образующих, будь это долгоиграющий огонь или яростный взрыв. Это означает, что на любой дым действуют одни и те же энергии – гравитация, холодные и горячие воздушные потоки и ветер.

Работая со столбом дыма огромного размера, как мы уже выучили, замедленный тайминг плюс дополнительные мелкие детали (и НАМНОГО больше рисования) приведут к тому, что эффект будет восприниматься как крупномасштабный. Можно также добавить побольше внутренних завихрений с детальной тоновой проработкой и уточнить маленькие формы, отрывающиеся от основной.

Давайте вернемся к примеру с игрушечной ракетой и увеличим его размер. Первое, что приходит на ум – ядерный взрыв. Только представьте: энергия огромной силы, бьющая в землю и отталкивающаяся от нее, с теми же вторичными завихрениями у поверхности.  Единственная разница заключается в том, что вся масса дыма от ядерного взрыва сплющивается и закручивается внутрь себя, встречаясь с массой холодного воздуха сверху. Эта особенность и придает дыму от взрыва известную грибообразную форму. Движущая сила такого взрыва огромна, но, в то же время, она расширяется крайне медленно. Извержение вулкана будет похожим по характеру эффектом со множеством внутренних форм, закручивающихся внутрь себя по мере движения основной массы.

Это – последовательность кадров с рисунками взрыва, наложенных друг на друга. Замечательная иллюстрация, раскрывающая прекрасную, подобную бутону цветка, форму чистой энергии.

Перевод: Киселев Борис aka Leveler

flash-animated.com

Предыдущие части перевода

Комментарии
Аватар пользователя Антон

Кто может помочь с анимацией для нашего проекта ( проект энтузиастов) vpodzemke.com, если есть желание помочь с анимацией персонажа, взрывов и т.д., просьба писать в свайп smolnikof или н амыло!!

Аватар пользователя Oksana

можете оставить объявление в сообществе http://vk.com/flashanimated, воспользовавшись кнопкой "предложить новость", или на форуме в нужном разделе. не нужно спамить под всеми постами

Аватар пользователя LeeTovetz

Круто.

моя радость тут ))) http://leetovetz.deviantart.com/gallery/

Аватар пользователя flahhi

Поправьте "руг с другом" Smile Отличный перевод, спасибо!

Аватар пользователя Oksana

поправила, спасибо)