Сколько стоит флеш-мультфильм?

В продолжение предыдущей темы, размещу еще одну не менее интересную статью о том, как формируется стоимость на разработку флеш-мультика от генерального директора анимационной студии Флэшкафе Евгения Сафонова.

Евгений Сафонов
Генеральный директор ООО «Студия Флэшкафе»

Написать эту статью меня сподвиг тот факт, что за четыре года работы директором студии флэш-анимации «Флэшкафе» я постоянно сталкивался со сложностями в понимании данного вопроса со стороны потенциального заказчика. Многим казалось странным, что короткий мультфильм стоит как новый автомобиль. Я хочу объяснить, почему производство анимации не может стоить меньше $70-100 за секунду и как происходит ценообразование в этой сфере.

Здесь я хочу сделать небольшое отступление и дать некий вводный месседж для тех, кто считает, что флэш-анимация это несерьезно и стоить таких денег не может. Flash — это технология, программный продукт, при помощи которого делается продукт творческий. Сказать про мультфильм «это всего лишь Flash» — все равно что сказать писателю про его книгу «это всего лишь Word». Данная технология, разумеется, проще классической анимации, но это то же самое что компьютерный монтаж против монтажа на целлулоидной пленке — на компьютере во многом легче, но без квалификации, без творчества и многих часов труда не получится ни то ни другое.

Итак, сколько же стоит флэш-мультфильм? Для ответа на этот вопрос необходимо понимать всю технологическую цепочку производства коммерческой анимации в студии и звеньев, ее составляющих. Для удобства дальнейших расчетов в качестве примера возьмем заказ на производство 3-минутного коммерческого мультфильма для интернета. Стоимость такого ролика в нашей студии составит порядка 390 000 рублей ($85 за секунду). Рассмотрим, из чего же складывается эта цена.

Итак. В первую очередь нам нужна идея. Нередко клиент приходит в студию со своей идеей, но, как правило, она находится в зачаточном состоянии и ее приходится дорабатывать и развивать. Создание идеи так же включает в себя придумывание образов персонажей. Мало придумать «прикольно», идея должна решать конкретные задачи: интриговать, побуждать к действию, информировать, продавать и т.п. — в зависимости от цели, которую ставит перед собой клиент, заказывающий ролик. Разработка идеи для заказа вроде этого занимает около недели или больше, если начинаем с нуля. Как правило, этот этап происходит еще до заключения договора с заказчиком и является своего рода «авансом» клиенту. После подписания договора и внесения заказчиком предоплаты (30-50%) приступаем к написанию подробного сценария. Чтобы написать и согласовать сценарий на 2 минуты, уходит от 1 до 2 недель. В процессе со стороны студии участвуют копирайтер, режиссер, менеджер проекта, со стороны заказчика может быть кто угодно, и чем больше народу принимают решения коллегиально, тем больше времени уходит на сценарий. Наконец-то сценарий утвержден, дальше необходимо создать режиссерский сценарий с раскадровкой и собрать из раскадровки аниматик, который позволяет оценить динамику и логику повествования в будущем мультфильме. Этим занимается режиссер еще неделю. Согласование данного этапа, как правило, проходит довольно быстро. Параллельно с созданием аниматика художник делает эскизы персонажей и фонов. Этот этап также занимает не меньше недели (мы рассматриваем стремящийся к идеальному вариант, на практике же бывает и дольше). Помимо персонажей, графического стиля, раскадровки и аниматика, подготовительный период включает в себя запись голосов актеров (если по сценарию у героев есть реплики). Дальше начинается собственно процесс производства. Для создания трехминутного мультфильма потребуется как минимум два аниматора и один художник по фонам и по меньшей мере три недели времени. Процессом руководит режиссер, он же осуществляет окончательную сборку сцен, подбор и монтаж саундтрека (в этом примере не будем затрагивать вопрос создания авторской музыки). Ролик готов.

Теперь начинается этап правок. Обычно правки незначительные, но их много, в лучшем случае на правки уходит еще 1 неделя работы одного аниматора. Повторяю, по срокам описанный вариант стремится к идеальному, обычно на все уходит раза в полтора больше времени в связи с задержками по всевозможным согласованиями материала у клиента. Давайте теперь посчитаем, во что нам обошлось производство такого мультфильма.

Сотрудник Чел/недель ЗП за неделю Итого ЗП
Менеджер проекта 1 10.000 10.000
Копирайтер 1 12.000 12.000
Режиссер 4 14.000 56.000
Аниматор 6 12.000 72.000
Художник 2 10.000 20.000
Итого 170.000

Внестудийные расходы по проекту:
Запись актеров на студии — 15 000

Непроизводственные расходы
Так как в проекте задействована примерно треть штата средней студии, а общий срок работы над проектом составил 6 недель, будем считать непроизводственные расходы из расчета примерно на полмесяца.
Содержание офиса — 60 000/2=30 000
Бухгалтерские услуги — 10 000/2=5000

Итого себестоимость проекта составляет — 170 000+15 000+35 000=22 0000 руб.
Прибыль студии (40-50% от себестоимости) — 100 000 руб.
Итоговая стоимость до налогообложения — 320 000 руб.

Остальное отдаем государству в виде налогов на доход (УСН) и зарплаты работников.

Вот примерно таким образом происходит внутреннее ценообразование в студии анимации. Разумеется, у заказчика всегда есть выбор — пойти в студию или же обратиться к частнику — фрилансеру — и сэкономить деньги. Но реальность такова, что если вы хотите получить действительно качественный продукт, а не поделку, то цены фрилансера, который в состоянии вам помочь (а таких единицы), будут сопоставимы с ценами студии, тогда как возможности по производству будут уступать. Некоторых этапов производства он может попросту не делать (креатив, озвучка), и вам придется искать кого-то еще, чтобы получить законченный продукт.

Надеюсь, у меня получилось ответить на вопрос «сколько стоит флэш-мультфильм?» В следующий раз я расскажу вам о «парадоксе конвейера» и о том, почему правило «чем больше объем, тем меньше цена» не работает в случае производства анимационных телесериалов.

Евгений Сафонов
Генеральный директор ООО «Студия Флэшкафе»

Комментарии
Аватар пользователя Алексей

А если убрать всех кроме художника и режиссёра? Впрочем, режиссёра тоже можно убрать, поскольку режиссёром может быть заказчик совместно с художником... Если им обоим интересно то, чем они занимаются... Только не надо писать что получится фуфло, ладно?... Вон Куваев куёт свои работы в одно лицо и получается просто замечательно!

Аватар пользователя orbit

>3-минутного коммерческого мультфильма для интернета. >Стоимость такого ролика в нашей студии составит порядка >390 000 рублей ($85 за секунду).
Оооотлично! Пойду закажу себя парочку.

Аватар пользователя Oksana

я думаю, реклама стоит дорого. коммерческий мультфильм - это та же реклама.

Аватар пользователя orbit

Я думаю, это цены для крупных организаций, и к мелким игроделам и конкурентному рынку имеют мало отношения Smile

Аватар пользователя Oksana

мелкие игроделы вряд-ли сделают полноценный мультик)на то они и игроделы)